Использование ИКТ на уроке казахского языка

Использование ИКТ на уроке казахского языка


Общая информация


Ф.И.О. автора (ов) идеи маршрута:
Таткенова Гульбану Хайдаровна

Место работы:
ГУ "Школа-лицей №2 отдела образования акимата города Костаная" учитель казахского языка и литературы

Email:
gulbanu.tatkenova@mail.ru

Класс:
6

Предмет:
Казахский язык

Тип ММ:
Методический прием


Раздел 1. О методическом маршруте


1.1 Общая информация о методическом маршруте:

1.2 Какие возможности получат учителя, использующие данный методический маршрут:
Одним из приоритетных направлений в развитии современного общества является процесс информатизации обучения. Сегодня вряд ли найдется учитель, который ни разу не столкнулся с использованием информационно-коммуникативных технологий во время проведения занятия по казахскому языку или подготовки к нему, так как внедрение информационно-коммуникативных технологий позволяет повысить эффективность деятельности человека, а также сделать эту деятельность разнообразнее. Информационно-коммуникативные технологии не только дают учащимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным. Современные информационно-коммуникативные технологии реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ, более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне, близость же знаний к реальной жизни делает эти знания более понятными.

1.3 Какие возможности этот маршрут открывает для обучающихся:
Современное обучение казахскому языку – это активное использование современных, интерактивных методов и технологий в обучении. Конечно, на первый план в обсуждении сегодняшней темы выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методика обучения и используемые педагогические технологии, которые в конечном результате повышают мотивацию обучения и интерес учеников к предмету, к школе и т.д. Одним из путей повышения уровня продуктивного владения иноязычной речью является использование на уроках казахского языка информационных технологий. Мультимедийные средства нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся. Они позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильное произношение и обучить беглому говорению.

1.4 Какие приемы и методики используются в маршруте:
Интерактивные программы и игры помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету. Информационные компьютерные технологии, которые используют преподаватели на уроках казахского языка: I. Интернет – ресурсы. Возможности использования Интернет – ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой ученикам и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара. II. Компьютерная лекция, разработанная средствами PowerPoint, - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. После таких занятий изученный материал остаётся у учеников в памяти, как яркий образ, и помогает учителю стимулировать познавательную активность ученика. Чаще всего проводятся уроки комбинированного типа, где присутствуют и опрос домашнего задания, и объяснение нового материала. III. Электронные учебники. Достоинствами электронных учебников являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний – компьютерное тестирование. Казахский язык как учебный предмет обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления учеников. Социальный заказ общества в области обучения казахского языка выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого учащегося. Поэтому не случайно, что основной целью обучения казахского языка на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

1.5 Как используемые вами приемы и методы связаны с учебным планом и планом урока:
Использование ИКТ на занятии – важный фактор повышения качества знаний на уроках казахского языка и литературы. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения казахскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры учеников, обучение практическому овладению казахским языком. Таким образом, применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроках казахского языка и литературы: а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности; б) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных либо учителем или кем-то из учеников материалов сети; г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров. Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации учеников. Преподавателю при наличии новейших технических средств легче осуществить весь учебный процесс и решить извечную проблему «слабый – сильный» ученик.

1.6 Форум для участников маршрута:
. Сегодня возросла потребность в инновационном учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности, который перестает быть только передатчиком информации, а принимает на себя роль организатора учебного процесса, активно участвует в поиске своего оригинального творческого пути. А творчество – это деятельность, содержанием которой является неповторимость, оригинальность и уникальность. В заключение можно сделать следующий вывод: применение компьютеров на занятиях казахского языка является одним из средств повышения интереса к обучению. Это вызывает личную заинтересованность при изучении данной дисциплины и является важным фактором успешности в обучении на любом этапе. Но компьютер никогда не заменит учителя, он только эффективный помощник, позволяющий повысить качество обучения и эффективность контроля. Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении казахскому языку, но с уверенностью можно сказать, что сегодня интерес к изучению государственного языка возрастает.


Раздел 2. Знания, необходимые для прохождения методического маршрута


2.1 Какие навыки потребуются учителю для прохождения методического маршрута и использования его в своей практике?
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств учащихся, а не только передачу знаний. Главной компетенцией преподавателя-предметника становится его обновлённая роль-роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. В связи с этим возрастает потребность в учителях – словесниках, владеющих информационными технологиями, умеющих проектировать, моделировать новые идеи и направления в школьной практике преподавания, обладающего образованностью и культурой знаний. Применение информационных технологий в преподавании казахского языка и литературы на данном этапе модернизации –это не дань моде, а необходимость , так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам ; активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает интеллектуальные творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Сам факт проведения урока казахского языка и литературы в кабинете, оснащенном техникой, интригует детей, у них появляется мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает » интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения. Я убеждена, что задача любого учителя – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Поэтому в целях достижения нового качества подготовки школьников по казахскому языку и литературе активно внедряю в учебный процесс современные проектные и информационные технологии.

2.2 Дополнительные навыки преподавателя: совместная работа с коллегами:
Компьютер в урочной деятельности я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений, навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой средой. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации; наглядное пособие; средство диагностики и контроля.


Раздел 3. Как маршрут будет интегрирован в образовательный процесс?


3.1 Как выбранная тема сочетается с учебным планом и планами отдельных уроков?
С какой целью я применяю компьютер на уроках? Во-первых, для того чтобы решать практические задачи, формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; формировании общеучебных умений и навыков; Во – вторых, при организации самостоятельной работы учащихся. Текстовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмета обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации. В-третьих, применение информационных технологий позволяют формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы. Учебные компьютерные программы позволяют мне как учителю одновременно решать ряд проблем: -помогают повысить уровень своих знаний; -повысить интерес учащихся к предмету; -повысить успеваемость и качество знаний учащихся; -сэкономить время на опрос учащихся; -дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.

3.2 Какие шаги необходимо выполнить для достижения планируемых результатов обучения?
Использование информационных технологий в обучении – большая трудная работа. Она требует от учителя не только большой эрудиции, но и высокого методического уровня. Но эти технологии оснащены всеми необходимыми компонентами, которые в совокупности с правильно отобранными другими технологиями обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Включая эти приемы в образовательный процесс, учитель делает урок интересным, содержательным и увлекательным. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать ИКТ в своей деятельности ,т.к.главная задача школы- воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Построение различных образовательных информационных систем основывается на картах развития умственных навыков учащихся и творческого потенциала учителя.


Раздел 4. Ресурсы для реализации маршрута


4.1 Какие технические средства или ресурсы могут потребоваться?
наиболее эффективным формам представления материала по казахскому языку и литературе следует отнести мультимедийные презентации. Одним из инструментов ИКТ на уроках является программа Power Point. В данной программе преподавателем и учащимися составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков, а так же во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Презентации позволяют преподавателю иллюстрировать свой рассказ. Одним из достоинств применения мультимедиа в обучении является повышения качества обучения за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Создание мультимедийных презентаций как педагогам, так и учащимся ,выполнение творческих и научно-исследовательских работ, а так же проектная деятельность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий способствуют обучению сотрудничества, групповой работе, формирование и развитию аналитических навыков учащихся, повышению информационной грамотности. Мультимедийные презентации я использую для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, например, видеозапись отрывка из художественного фильма, снимки, иллюстрации. К примеру, при подготовке к открытому уроку по казахскому языку по теме «Обычаи и традиции казахского народа» для реализации лексической темы, мною были представлены презентации, видео, слайды. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока. Ученик при создании каждого слайда презентации превращается в компьютерногохудожника ( слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу).Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление .Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями ,выступления превращаются в яркие и запоминающие. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке рисунки, портреты , видеофрагменты, диаграммы. На уроках казахского языка и литературы я использую электронные учебники. Эти учебники помогают мне решить следующие задачи: -усвоить базовые знания по предмету; -систематизировать усвоенные знания; -сформировать мотивацию к учению предмета;

4.2 Дополнительные ресурсы к методическому маршруту:
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернета в учебный процесс. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. Например, при изучении темы «Народные сказки» учащиеся ,пользуясь Интернетом нашли много дополнительной, интересной информации. Так же с помощью Интернета мы смогли просмотреть казахские народные сказки. Здесь были задействованы все учащиеся класса. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке.Ученики самостоятельно готовят доклады,рефераты, составляют проекты. Применение Интернета так же дает возможность учащимся принимать участие в различных видах олимпиад. Использование новых технологий на уроках литературы позволяют провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по–новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был активным и равноправным участником образовательной деятельности.

4.3 Скачать файл ресурсов -


Раздел 5. Задания после прохождения методического маршрута

Задание
Скачать вложение