«Формирование умений анализировать, обрабатывать и синтезировать информацию посредством работы с интеллект-картами»

«Формирование умений анализировать, обрабатывать и синтезировать информацию посредством работы с интеллект-картами»

«Формирование умений анализировать, обрабатывать и синтезировать информацию посредством работы с интеллект-картами»


Общая информация


Ф.И.О. автора (ов) идеи маршрута:
Евдокимова Галина Алексеевна

Место работы:
учитель русского языка и литературы школы-лицея № 2 города Костаная РК

Email:
galina30031973@mail.ru

Класс:
11

Предмет:
Русская литература

Тип ММ:
Методический приём


Раздел 1. О методическом маршруте


1.1 Общая информация о методическом маршруте:
На сегодняшний день огромный поток информации требует умения вычленять главное. Кроме того, на фоне однообразия этой информации, какой-то её обезличенности и учителю, и учащемуся хочется чего-то яркого, запоминающегося. В методическом маршруте рассматривается использование интеллект-карт на уроках литературы как средства активизации и интенсификации процесса обучения. Интеллект-карты (в оригинале «mind maps») разработаны Тони Бьюзеном и являются эффективным способом организации мыслительной деятельности. Цель данного методического маршрута продемонстрировать возможности применения интеллект-карт при изучении литературы в старших классах школы.

1.2 Какие возможности получат учителя, использующие данный методический маршрут:
Использование интеллект-карт позволяет преподавателю активизировать мыслительную и творческую деятельность учащихся. Это очень красивый инструмент для решения таких задач, как генерация идей и альтернативных вариантов решения задач, поиск нужной информации, ее оценка и эффективное использование, запоминание больших объемов информации, проведение «мозговых штурмов». Проведение объяснения нового материала с помощью ментальных карт дает возможность за меньшее время дать больше информации, при этом учащиеся лучше поймут и запомнят тему. Увеличивается четкость, последовательность, доступность излагаемой информации. Это хорошее средство формирования критического мышления учащихся.

1.3 Какие возможности этот маршрут открывает для обучающихся:
Данный методический маршрут поможет обучающимся устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы. Использование интеллект-карт на разных этапах процесса обучения формирует критическое мышление, коммуникативные умения, креативность и любознательность, умение нестандартно мыслить. А также позволяет учащимся стать активными участниками учебного процесса, организовать собственную деятельность, создать продукт, позволяющий запоминать большие объёмы информации, повторять материал и восполнять пробелы в знаниях. Может стать отличным средством подготовки к ЕНТ.

1.4 Какие приемы и методики используются в маршруте:
В основе методики лежит ассоциативное мышление. Используемые приемы: абстрагирование, обобщение, классификация.

1.5 Как используемые вами приемы и методы связаны с учебным планом и планом урока:
Все приведенные в методическом маршруте примеры интеллект-карт созданы учащимися 11 «А» и «Б» классов по теме «Военная проза» в рамках курса русской литературы в соответствии с учебной программой. Также при помощи интеллект-карт учащиеся составляли опорный конспект по жизни и творчеству Олжаса Сулейменова.

1.6 Форум для участников маршрута:
Хотелось бы знать: - Насколько данный маршрут понятен для вас? - Насколько он оказался интересен? - Что можете предложить изменить или дополнить?


Раздел 2. Знания, необходимые для прохождения методического маршрута


2.1 Какие навыки потребуются учителю для прохождения методического маршрута и использования его в своей практике?
Необходимо познакомиться с понятием интеллект-карта и основами её составления. Информации в сети по данной теме достаточно. Мне особенно нравится сайт http://www.mind-map.ru/ Однако не рекомендую пользоваться софтом, который там рекомендуется (очень дорого, а бесплатное время пользования программами ограничено).

2.2 Дополнительные навыки преподавателя: совместная работа с коллегами:
Требуются определённые навыки работы с компьютером и компьютерными программами (не слишком высокие). Приветствуется элементарное знание английского языка (многие бесплатные программы для рисования интеллект-карт не русифицированы).


Раздел 3. Как маршрут будет интегрирован в образовательный процесс?


3.1 Как выбранная тема сочетается с учебным планом и планами отдельных уроков?
Применение интеллект-карт возможно на уроках по любым дисциплинам без какой-либо корректировки учебных программ, а также во внеурочной деятельности. Интеллект-карты беспроблемно впишутся в любую форму работу как учителя-предметника, так и классного руководителя.

3.2 Какие шаги необходимо выполнить для достижения планируемых результатов обучения?
Шаг 1. Знакомство с понятием ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА. Интеллект-карта — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Шаг 2. Знакомство с ПРАВИЛАМИ РИСОВАНИЯ интеллект-карт. 1. Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа. 2. От центрального образа отходят ветки (топики) первого уровня, на которых пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею. Старайтесь, чтобы их было не более 7: психологи утверждают, что это оптимальное количество для запоминания. 3. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня. 4. По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты. 5. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами. 6. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках. 7. Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы. Следите, чтобы топики располагались по часовой стрелке (это удобно и привычно для восприятия). 8. Когда вы познакомитесь с различными примерами программ и примеров интеллект-карт, то увидите, что очень много вариантов с извилистыми ответвлениями. Смотрится красиво, однако при чтении и работе с ними очень неудобны. Но выбирать, конечно, вам. Шаг 3. Ознакомьтесь в сети Интернет с различными видами интеллект-карт. Используйте сервисы просмотра картинок. Запрос для поиска: интеллект-карта и mind maps. Шаг 4. Поиск подходящей для вас программы. Шаг 5. Практическое применение. Попробуйте сами создать учебный продукт в данной технике.


Раздел 4. Ресурсы для реализации маршрута


4.1 Какие технические средства или ресурсы могут потребоваться?
Специальные сервисы или программы для работы с интеллект-картами. Например, Edraw Mind Map (Free Version). В сети интернет на сегодняшний день достаточно много различных сервисов и программ для создания интеллект-карт. Их достоинства расписывать долго. Есть платные и бесплатные. Достаточно мало русифицированных. И в данном случае каждый работающий с интеллект-картами должен подобрать программу или сервис удобный именно для себя. Единственный совет: чтобы работать с интеллект-картами могли все, лучше, если у сервиса и программы будет возможность сохранять готовый продукт в одном из следующих форматов: рисунок PNG, рисунок JPEG, рисунок GIF (редко возможно искажение цвета). Однако интеллект-карты могут изготавливаться и вручную.

4.2 Дополнительные ресурсы к методическому маршруту:
Помещаю для ознакомления программы, в которых можно создавать интеллект-карты, а также примеры интеллект-карт, созданных учащимися 11-ых классов.

4.3 Скачать файл ресурсов - Скачать вложение


Раздел 5. Задания после прохождения методического маршрута

Задание
Попробуйте, используя пошаговую инструкцию и одну из программ, создать собственную интеллект-карту


Комментарии


Oksana Mukhortova says: 26.03.2016

Спасибо за маршрут! Создание интеллект-карт требует внимания, умения выделять ключевые слова и факты и связывать между собой разные данные. В предложенном маршруте обращается внимание на то, с какими программами и как удобнее работать.

Irina says: 28.03.2016

Спасибо огромное! Очень полезная информация и программы! Уже попробовала поработать!

Добавить комментарий