Рекомендации педагога – психолога учителям  – предметникам по сопровождению детей инклюзивного обучения.

Рекомендации педагога – психолога учителям  – предметникам по сопровождению детей инклюзивного обучения.

Дети с ограниченными возможностями нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Под “изменением способов подачи информации” понимается предоставление учащимся с ограниченными возможностями особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.

Изменение способов подачи информации и модификация не влияют на результаты, полученные в ходе оценки достижения планируемых результатов в начальной школе. (Например, незрячий ученик сдает тест, написанный по системе Брайля. Некоторым же учащимся на время выполнения задания необходимо остаться одним в изолированном от внешних звуков классе.)

Модификацию можно определить как некое изменение задания или теста, которое меняет стандартную процедуру его проведения, или изменение требований, предъявляемых к уровню знаний учащегося с ограниченными возможностями. Примером модификации может служить частичное выполнение учащимся общеобразовательной программы.

Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.

 

Элементы изменений могут вноситься

  • в программы:
  1. сокращенное содержание, направленное на усвоение ключевых понятий;
  2. сокращенные проверочные задания, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;
  3. альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.);
  4. четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся;
  5. акцентирование внимания на задании;
  6. предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (сообщения, макеты, рисунки с пояснением и т.д.).
  • в работу в классе:
  1. наличие индивидуальных правил для учащихся (с нарушением зрения дети могут вставать на уроке, подходить для рассматривания иллюстраций, написанного на доске и др.);
  2. оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся (выделение места отдыха или уединения аутистам, посадка за отдельную парту и т.п.);
  3. поддержание тишины во время интенсивных занятий;
  4. отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов);
  5. обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ;
  6. близость учеников к учителю;
  7. наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг);
  8. сохранение достаточного пространства между партами.
  • в задания:
  1. использование указаний как в устной, так и в письменной форме;
  2. поэтапное разъяснение заданий;
  3. упрощение заданий;
  4. последовательное выполнение заданий;
  5. повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
  6. обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
  7. демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача);
  8. близость к учащимся во время объяснения задания.
  • в смену видов деятельности:
  1. подготовка учащихся к перемене вида деятельности;
  2. предоставление дополнительного времени для завершения задания;
  3. предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
  4. обеспечение помощи при передвижении.
  • в письменные задания:
  1. использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
  2. использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;
  3. обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя;
  4. дополнение печатных материалов видео и диафильмами;
  5. обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;
  6. разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися.
  • в оценку достижения планируемых результатов в начальной школе:
  1. использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  2. ежедневная оценка с целью выведения итоговой отметки;
  3. оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;
  4. акцентирование внимания на хороших оценках;
  5. разрешение переделать задание, с которым он не справился;
  6. оценка переделанных работ;
  7. использование системы оценок достижений учащихся.
  • в тесты:
  1. устное объяснение заданий;
  2. обучение работе с тестовыми заданиями (например, распределение времени на выполнение каждой секции теста);
  3. обеспечение учащихся списком слов с определениями;
  4. неограниченное время для выполнения теста;
  5. проведение тестов в помещении без внешних раздражителей (изолированно);
  6. чтение тестовых материалов учащимся и разрешение устных ответов;
  7. разграничение тестов на секции по сходным проблемам;
  8. использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа;
  9. разрешение учащимся выбрать и выполнить индивидуальный проект в качестве альтернативы тесту;
  10. сообщения о достижениях учащихся вместо оценки;
  11. оценка правописания отдельно от содержания работы;
  12. обеспечение напечатанными учебными материалами;
  13. разрешение выполнить тест дома или с использованием учебников;
  14. предоставление возможных ответов для заданий с пропущенными словами;
  15. написание первой буквы пропущенного слова.
  • на математике:
  1. разрешение использовать калькулятор;
  2. группирование сходных проблем;
  3. размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице);
  4. использование малого количества заданий для получения оценки;
  5. использование листов большого формата для письменного обозначения проблемы;
  6. предоставление стола с математическими предметами для справочной информации;
  7. обеспечение каждого ученика визуальным числовым рядом;
  8. поэтапное представление проблемных заданий;
  9. использование визуальных пособий (картинок, графиков).
  • в работе с дополнительной информацией:
  1. маркирование заданий в учебниках;
  2. обеспечение обратной связи по каждому заданию;
  3. использование линейки во время чтения для его облегчения;
  4. обеспечение общего представления о долгосрочных заданиях, чтобы учащиеся знали, что от них требуется при выполнении этого задания;
  5. ориентирование длительных по времени заданий на поэтапное выполнение, с ежедневной проверкой и частым оцениванием;
  6. возможность представить выполненное задание в малой группе прежде чем выступить перед всем классом;
  7. одновременная раздача листов с упражнениями;
  8. последовательное выполнение задания, начиная с самой легкой его части;
  9. проецирование изображений;
  10. использование вспомогательных вопросов при выполнении теста;
  11. практика записи заданий в тетради;
  12. использование стрелок (в листах с упражнениями, на доске) для обозначения связей между явлениями.
  • в поведении:
  1. организация учебного дня;
  2. распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому;
  3. обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать;
  4. использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах;
  5. использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши);
  6. сведение к минимуму наказаний за невыполнение правил, ориентировка более на позитивное, чем негативное;
  7. составление индивидуальных планов поведенческого вмешательства, позитивно ориентированных и учитывающих навыки и умения школьника;
  8. предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом “безопасном месте”, когда этого требуют обстоятельства;
  9. разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
  10. игнорирование незначительных поведенческих нарушений;
  11. разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
  12. знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями.

Комментарии


Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий